1.2 Яркость

20 апреля 2013 - Администратор
article106.jpg

Яркость светящегося источ­ника (любого отражающего свет пред­мета) связана с величиной лучистого потока, попадающего от этого источника в наш глаз.

Очевидно, что чем сильнее яркость, тем большее световое раздражение получают глаза. Она имеет численное выражение и равна отношению силы света источника в рассматриваемом направлении к площади проекции светящейся или отражающей светповерхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. Яркость характеризует количественную величину излучения: мощность, световой поток. Забегая вперед, скажем, что цветовой тон и насыщенность являются, в свою очередь, качественными характеристиками источника света (как мы узнали из предыдущей главы - отражения). Эти характеристики часто объединяют в одно понятие — цветность. Для яркости приняты характеристики «темнее» или «светлее».

Описывая цвета, люди используют множество красивых эпитетов, ста­раясь дать как можно более точную, по их мнению, характеристику. И это вносит большую путаницу в понимание того, какой цвет «сочнее» или «чище», поскольку никаких точных (формальных) и всеми принятых определений этим понятиям никто еще не дал. Многие специалисты до сих пор ведут научные споры на эту тему, так и не утвердив стандартные определения.
Мы постарались употреблять в на­шем повествовании только наиболее широко используемые прилагательные и наречия - в том значении, в котором их чаще всего употребляют в колористических лабораториях автосервисных предприятий. Поэтому вполне возможно, что какие-то из них не будут соответствовать личным представлениям некоторых читателей о том, каков данный цвет в действительности и что такое «ярче» или «темнее». Но таков уж предмет нашего разговора. Цвет, его предельная субъективность (вернее, субъективность его восприятия) накладывает определенный отпечаток на приводимые характеристики и не позволяет ввести стопроцентные, жесткие стандартные понятия, например «легче» или «тяжелее», для материального тела.

светСледует заметить, что абсолютная яркость цвета (в физическом смысле

количество световой энергии, исходящей от него в секунду) зависит от его способности к отражению, от яркости и силы освещения. Но наши глаза обладают способностью адаптироваться так, что обычно мы не воспринимаем абсолютную яркость поверхности. Нам трудно понять, что, например, черные брюки при дневном свете могут быть ярче бежевой рубашки при луне. Обычно мы воспринимаем лишь так называемую относительную яркость в данных условиях, о которой и будем говорить в дальнейшем. Все это дает нам право сделать следующий вывод: ненасыщенные цвета могут быть ярче насыщенных, и тогда их называют оттенками данного цвета.
Также яркость сообщает нам, насколько свет светел или темен, в смысле, насколько он близок к белому. Самый простой способ запомнить это поня­тие- представить себе шкалу серого цвета с переходом от черного к белому, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом, пурпурный - менее яркий, чем небесно-голубой, поскольку излучает меньше света.

<< НАЗАД | ВПЕРЁД >>

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий